Евгений Евтушенко : прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, чтец-оратор и актёр


 Евгений Евтушенко — Волга: Стих

Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
ее медлительные волны,
тяжелые, как валуны.

Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
и Ангара, и Енисей.

Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка…
Но Волга Для России — это
гораздо больше, чем река.

А что она — рассказ не краток.
Как бы связуя времена,
она — и Разин, и Некрасов1,
и Ленин — это все она.

Я верен Волге и России —
надежде страждущей земли.
Меня в большой семье растили,
меня кормили, как могли.

В час невеселый и веселый
пусть так живу я и пою,
как будто на горе высокой
я перед Волгою стою.

Я буду драться, ошибаться,
не зная жалкого стыда.
Я буду больно ушибаться,
но не расплачусь никогда.

И жить мне молодо и звонко,
и вечно мне шуметь и цвесть,
покуда есть на свете Волга,
покуда ты, Россия, есть.

Евгений Александрович Евтушенко (при рождении - Гангнус). Родился 18 июля 1932 года в Зиме Иркутской области - умер 1 апреля 2017 года в Талса, штат Оклахома, США. Советский и российский поэт. Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Зиме Иркутской области. По другим данным - в Нижнеудинске.

Отец - геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус (по происхождению - прибалтийский немец) (1910-1976).

 Мать - Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР. В 1944 году по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поменяла фамилию сына на свою девичью.

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт». С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также - за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую. В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП. «Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому», - рассказывал он. 1950-е годы, которые были временем поэтического бума, на арену огромной популярности вышли Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский, Е. Евтушенко. Выступления этих авторов собирали огромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.

Стихи Евгения Евтушенко. Читает автор. 1984

В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность: «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962). Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход.

Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба». Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени.

Источник: https://stuki-druki.com/authors/Evtushenko-Evgeniy.php Штуки-дрюки ©

А знаете ли вы?

1. Евтушенко — внук советского педагога-математика Рудольфа Гангнуса. Он был соавтором известных учебников по геометрии, которые многократно переиздавались в течение 30-х годов и переведены на множество языков. 

2. Евгений Евтушенко был самым молодым членом Союза писателей СССР. Случилось это в 1952 году, когда поэту было всего 19 лет.

3. Поэт получил Нобелевскую премию по литературе в 2010 году

4. Евтушенко ездил за рубеж чаще любого из коллег. Он посетил в общей сложности более ста стран.

5. Знаменитая песня «Хотят ли русские войны» — это тоже Евгений Евтушенко.

6. В 1991 году Евтушенко переехал жить в американскую глубинку. Там по контракту он стал преподавать русскую литературу в Университете Талса (штат Оклахома).

7. Одним из последних предсмертных желаний поэта было примирение между США и Россией. Об этом рассказал его близкий друг Михаил Моргулис.

Дословно поэт просил передать следующее послание: «Я бы очень хотел, чтобы между Россией и Америкой был мир, восстановилась дружба, и чтобы каждый человек в этих странах был бы счастлив. А все остальное людям я сказал в своих стихах».

8. В феврале 2014 года Евтушенко обратился к народу Украины со словами поддержки и стихотворением «Государство, будь человеком!», написанным в ночь с 18 на 19 февраля, в разгар столкновений протестующих с милицией и внутренними войсками МВД во время Евромайдана. Отметив, что «невидимками на Майдане / вместе —Пушкин, Брюллов, мы стоим», Евтушенко выступил против политической вражды. 

Евгений Евтушенко —Государство, будь человеком! : Стих 16+

https://samsud.ru/news/evtushenko-gosudarstvo-bud-chelovekom.html

9.   Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения 18 июля 2010 года. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками — Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.

10. Супермикрокнига со стихотворением «Волга» имеет размер 0,5×0,45 мм и является одной из десяти самых маленьких книг в мире

https://ru.wikipedia.org/wiki

 «Человек со станции Зима Памяти Евгения Евтушенко» 12+

https://youtu.be/9CeCz-JD19c

Евгений Евтушенко — Когда взошло твое лицо: Стих 16 +

Когда взошло твое лицо

над жизнью скомканной моею,

вначале понял я лишь то,

как скудно все, что я имею.

 

Но рощи, реки и моря

оно особо осветило

и в краски мира посвятило

непосвященного меня.

 

Я так боюсь, я так боюсь

конца нежданного восхода,

конца открытий, слез, восторга,

но с этим страхом не борюсь.

 

Я помню — этот страх

и есть любовь. Его лелею,

хотя лелеять не умею,

своей любви небрежный страж.

 

Я страхом этим взят в кольцо.

Мгновенья эти — знаю — кратки,

и для меня исчезнут краски,

когда зайдет твое лицо…

Евгений Евтушенко — Море: Стих 14+

https://www.culture.ru/poems/26281/more

  Линия жизни. Евгений Евтушенко. Канал Культура 14 +

https://youtu.be/tHBgHKRWSc8

Комментарии

  1. Спасибо огромное за подборку. Многое прочла впервые. Сильные стихи писал

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Уважаемые пользователи, уважайте членов сообщества и с вниманием относитесь к родному языку.

Популярные сообщения из этого блога